Объединение мирян в г. Люблине в М. Польше (ныне Польша) в кон. XVI - кон. XVII в. Правосл. община в Люблине возникла, по-видимому, в XV в., когда в одном из предместий города появилась Русская ул., на которой для нужд этой общины был поставлен деревянный храм в честь Преображения Господня. По преданию, он был основан (или возобновлен) кнг. Марией Ивановной, женой киевского кн. Семена Олельковича, в 1447 г. Уже это говорит о том, что храм в Люблине не был обычной приходской церковью. Об этом же свидетельствуют и более поздние факты. Так, в 1506 г. по душе киевского воеводы Д. И. Путятича был сделан вклад в Спасо-Преображенскую ц., позднее крупный вклад внес брацлавский воевода кн. Р. Ф. Сангушко. Очевидно, правосл. знать из юж. воеводств Великого княжества Литовского (далее ВКЛ) стремилась поддерживать правосл. общину в Люблине и ее храм. Оживлению связей должно было способствовать включение юж. воеводств согласно Люблинской унии 1569 г. в состав Польского королевства, когда трибунал в Люблине стал для магнатов и шляхты этих земель важной судебной инстанцией. Встречающиеся в научной лит-ре утверждения, что Л. б. было учреждено в 1586 г. Антиохийским патриархом Иоакимом V Дау, основаны на поздних и недостоверных свидетельствах. Образование братства, под опекой к-рого должны были находиться Спасо-Преображенская ц. с ее имуществом и клиром, было санкционировано грамотой Киевского митр. Михаила (Рагозы) от 28 июня 1594 г., выданной на Соборе в Бресте (см. Брестские Соборы). По просьбе мещан Люблина митрополит дал разрешение на создание братства по правилам, установленным для Львовского братства патриархом К-польским Иеремией II Траносом. Члены братства получали возможность осуществлять опеку не только над храмом, церковным имуществом и священниками, но также над школой, больницей и богадельней. По ходатайству мещан грамота была подтверждена польск. кор. Сигизмундом III Вазой 22 апр. 1596 г. В 1603 г. документ по ходатайству «старших» (6 чел.), выбранных братством, был внесен в книги трибунала в Люблине по Волынскому воеводству.
Хотя грамота митр. Михаила была выдана в отсутствие Холмского архиерея, в документе отмечено, что члены братства находятся в юрисдикции Холмского епископа. После того как Холмский епископ подчинился власти Римского папы, братство и клир Преображенской ц. признали своим главой экзарха К-польского патриарха Львовского еп. Гедеона (Балабана). У братства имелись влиятельные защитники. Об этом говорит документ 1601 г. - акт о покупке для Спасо-Преображенской ц. 2 домов с прилегающими землями, к-рый содержит обязательство защищать и храм с приобретенным имуществом, и Л. б. Документ скрепили своими подписями глава правосл. шляхты в Речи Посполитой кн. Константин Константинович Острожский и брацлавский каштелян кн. Г. Сангушко, а также др. князья и паны - всего 39 чел., занимавшие разные «уряды» в Волынском, Брацлавском и Киевском воеводствах. Составители документа - «князья и паны, обыватели воеводства Волынского» - мотивировали свои действия тем, что они следуют примеру «предков своих, а фундаторов церкви тое» (АрхЮЗР. Ч. 2. Т. 1. С. 36). Очевидно, к этому времени приобрел устойчивые формы своего рода коллективный патронат значительной и влиятельной группы волынской шляхты над Спасо-Преображенским храмом и над братством. В 1607 г. на средства этих людей началось строительство каменного здания церкви. Характер отношений шляхетских патронов и членов Л. б. документ 1601 г. не раскрывает.
Данные о клире Спасо-Преображенской ц. незначительны. Во 2-й пол. XVI в. в церкви служил свящ. Петр (1554-1585), затем его сыновья Николай и Савва. В 1594 г. Савва вместе с мещанами из Люблина ходатайствовал перед митрополитом о создании Л. б. В кон. XIX в. в одном из храмов под Люблином находилась книга поучений на праздничные дни, к-рую переписал свящ. Николай в 1595 г. Исследователям была известна рукопись 1527 г., где сообщалось, что она принадлежит свящ. Петру, его сыну Савве и Л. б. В июле 1599 г. один из шляхетских патронов, кн. Юрий (Ежи) Чарторыйский, участвовал в урегулировании отношений между Саввой Петровичем и братством, князь выплатил священнику 120 злотых за передачу в ведение братства церковного имущества.
Преемником Саввы стал в нач. XVII в. свящ. Василий. Наблюдая события, происходившие после заключения Брестской унии, он пришел к убеждению, что православным в Речи Посполитой нужен полный и исправный слав. текст Кормчей книги. Василию удалось получить текст Кормчей в Русской редакции из связанного с Львовской кафедрой Уневского мон-ря. Когда Василий выяснил, что мн. каноны в рукописи помещены в сокращенном виде, он решил значительно дополнить книгу переводами текстов из латинского издания Номоканона патриарха Фотия с толкованиями Феодора Вальсамона 1561 г. Работа над 2 сохранившимися списками Кормчей была завершена 3 июля 1604 г. В Люблине понимали значение этого труда, т. к. в 1616 г. «Правила святых отцов» были посланы оттуда Львовскому братству с предложением напечатать их. В одном из списков памятника сохранилась заметка о землетрясении в ц. св. Георгия во Львове, что также указывает на сохранение связей между православными Люблина и Львова. Позднее братство, по-видимому, нанимало для совершения богослужения священников по договору.
О жизни братства в первые десятилетия XVII в. известно немного. В это время серьезно изменился состав влиятельных патронов братства, т. к. мн. волынские князья и паны изменили вере своих отцов. Так поступил, в частности, не позднее 1608 г. кн. Ю. Чарторыйский. Вместе с тем продолжали сохраняться связи между Л. б. и волынской правосл. шляхтой. Ее лидер Л. Древинский сделал вклад в размере 400 золотых. Он же уговорил в 1624 г. ректора Киевской братской школы К. Саковича стать проповедником в Спасо-Преображенском храме. Позднее, покинув Люблин, Сакович с негодованием писал, что в храме всем распоряжаются мещане. Патроны Л. б. использовали благоприятную для православных ситуацию во время «бескоролевья» 1632 г., когда был поставлен вопрос об офиц. признании существования правосл. иерархии, независимой от Рима. Частью этой договоренности стало подтверждение традиц. статуса правосл. братств. В этих условиях участники коронационного сейма, послы Волынского и Брацлавского воеводств, добились от кор. Владислава IV Вазы выдачи 15 марта 1633 г. грамоты Л. б. В преамбуле документа указывалось, что о нем ходатайствуют люди, «вписанные в состав Люблинского братства» (Голубев. 1898. Т. 2. Прил. № 2. С. 10). Очевидно, шляхетские патроны были «старшими членами» братства, как это имело место в основанном в 1617 г. Луцком братстве. Текст грамоты Владислава поместил в луцкие книги пан Ю. Бойкевич. Подтверждая грамоту Сигизмунда III, Владислав IV внес в нее важные изменения. Так, клир Спасо-Преображенской ц. и братство были освобождены от власти Холмского униат. епископа и подчинены власти правосл. Киевского митрополита. Сохранилась запись об освящении каменного здания Спасо-Преображенской ц. Киевским митр. свт. Петром (Могилой). В грамоте содержалось разрешение жить при Спасо-Преображенской ц. монахам, «iako iuż i teraz iest» (как уже есть сейчас). Т. о., к 1633 г. рядом с церковью был устроен небольшой муж. мон-рь, и именно его насельники стали окормлять правосл. мещан Люблина.
В марте 1635 г. король назначил комиссаров, к-рым предстояло распределить храмы между православными и униатами. В состав той части комиссии, которая должна была действовать на территории Польского королевства, вошли волынские шляхтичи - подсудок луцкий А. Захоровский, ключник луцкий Я. Станишевский и один из главных предводителей правосл. шляхты Волыни кн. Г. Святополк-Четвертинский. Комиссары прибыли в Люблин в кон. 1635 г. Собравшиеся рус. мещане Люблина, проявив единодушие, заявили, что намерены жить «при старой вере, то есть без унии» (АрхЮЗР. Т. 1. Ч. 6. С. 704). Комиссары санкционировали своим декретом от 15 дек. 1635 г. существующее положение. В декрете также было отмечено, что правосл. мещане имеют право быть членами цехов и занимать городские должности.
В дек. 1638 г. Холмский униат. еп. Мефодий (Терлецкий) добился королевской грамоты о передаче ему Спасо-Преображенской ц. со всем ее имуществом. 8 янв. 1639 г. епископ «в купе немалой людей арматных» захватил храм, выгнав оттуда монахов, певчих, «слуг церковных и людей убогих» (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 6. С. 751). В февр. того же года в суд Луцка обратились с жалобой изгнанный игум. Севастиан (Селицкий) от имени митр. Петра (Могилы) и кн. Г. Святополк-Четвертинский «от всих их милости панов обывателев воеводства Волынского». Захватив храм и его имущество, униаты, не имевшие поддержки среди русского населения Люблина, не смогли организовать там церковную жизнь. Кассиан Сакович в 1642 г. писал, что вместо проживавших ранее при церкви 6-8 монахов в ней находится один малограмотный («idiota») священник, нет ни больницы, ни богадельни.
После передачи униатам единственного в городе правосл. храма жители Люблина, состоявшие в братстве, оказались в тяжелом положении. Их священников преследовали и заключали в тюрьму, невозможно было крестить детей, получить причастие, больные умирали без исповеди и их нельзя было хоронить на церковном кладбище. Верная своим обязательствам волынская шляхта через своих послов на сеймах 1639-1646 гг. постоянно требовала возвращения храма в Люблине православным. Заинтересованный в ее поддержке Владислав IV неоднократно отдавал соответствующие распоряжения, но они не выполнялись и опротестовывались Мефодием (Терлецким).
Положение изменилось после побед Б. М. Хмельницкого и заключения Зборовского мира. Уже в обращении Хмельницкого к королю от 12 июня 1648 г. возвращение православным храма в Люблине было одним из требований Войска Запорожского. В дипломе кор. Яна II Казимира от 12 янв. 1650 г. предписывалось возвратить православным церковь в Люблине, построенную шляхтой. Этот же диплом подтверждал права, которыми пользовались ранее правосл. братства. Для осуществления принятого решения находившийся в Варшаве православный Киевский митр. Сильвестр (Косов) послал в Люблин архимандрита Жидичинского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря Дионисия. С ним власти отправили инстигатора коронного Д. Житкевича с отрядом из 50 драгун, т. к. в то время власти Речи Посполитой уклонялись от столкновений с Хмельницким. 22 янв. архим. Дионисий занял храм, в к-ром остались одни голые стены. 25 янв. прибывший в Люблин митрополит совершил 1-ю службу в Спасо-Преображенской ц. При храме снова стала действовать правосл. обитель, в к-рой поселились 5 монахов во главе с игум. Саввой (Попелем). Однако православным храм в Люблине принадлежал недолго. После поражения казацкого войска под Берестечком 29 июля 1651 г. король приказал передать храм униатам. Житкевич изгнал из храма и мон-ря православных, не дав взять «ни хлеба куса». Правосл. священникам и монахам пришлось скрываться, а правосл. мещане Люблина снова остались без окормления. При созыве в 1652 г. сейма послы Запорожского Войска и волынской шляхты требовали вернуть храм православным, но безрезультатно.
Положение ненадолго изменилось, когда в окт. 1655 г. Люблин заняло русско-украинское войско во главе с П. И. Потёмкиным и Д. Е. Выговским. Церковь была передана православным, более того, городские власти обязались предоставить правосл. мещанам места в магистрате. Однако войско вскоре ушло, в Речи Посполитой восстановились традиц. порядки и православные в Люблине подверглись репрессиям. В послании киевского духовенства царю Алексею Михайловичу летом 1658 г. говорилось, что в «Люблине и Сокале мужей православных... множае ста человек избиша зле» (АЮЗР. Т. 4. С. 86).
Возвращение православным церкви в Люблине было одним из требований Запорожского войска при обсуждении в 1658-1659 гг. условий, на которых Войско могло бы вернуться под власть Речи Посполитой. При утверждении сеймом в 1659 г. Гадячского договора кор. Ян Казимир 5 июля отдал распоряжение о передаче храма православным. Осуществить это должна была комиссия, в состав к-рой вошли такие волынские шляхтичи, как С. Ледоховский, Н. Глоговский, С. Иваницкий. Интересы Киевского митрополита представлял приехавший из Чигирина Савва (Попель), интересы волынской шляхты - О. Кисель. Униатский Холмский еп. Иаков Суша препятствовал возвращению храма, но после вмешательства коронного канцлера Н. Пражмовского 5 сент. 1659 г. храм был передан правосл. жителям Люблина. Затем последовало возвращение земли, занятой униатами и монахами соседнего августинского мон-ря. В дек. 1659 г. кор. Ян Казимир выдал Преображенской ц. грамоту на эти земли. Богослужебные книги для храма прислало Львовское братство. В 1664 и 1666 гг. послы правобережного гетманства добивались, чтобы решение о передаче православным храма в Люблине было подтверждено конституцией сейма. Успеха их выступления не имели, но, возможно, способствовали тому, что 5 дек. 1669 г. новый кор. Михаил Корибут Вишневецкий подтвердил грамоту Яна Казимира. При храме снова образовался правосл. мон-рь. Его игумены и монахи упоминаются в отрывках церковного помянника 1674-1703 гг.
К 70-м гг. XVII в. условия функционирования и храма, и связанного с ним Л. б. серьезно ухудшились. Правобережное Гетманство вступило в конфликт с Речью Посполитой, в 1676 г. перестало существовать и больше не могло защищать православных в Люблине. Правда, братство продолжало поддерживать связи с волынской шляхтой, в рядах которой число приверженцев Православия, однако, уменьшалось, и она также не могла больше служить серьезной защитой для правосл. Церкви в Люблине и Л. б. В 1672-1676 гг. «старшие» братства жаловались на захваты церковных земель архидиаконом униат. Холмского епископа.
Важные сведения об условиях жизни православных в Люблине содержатся в записке, которую игумен люблинского Преображенского мон-ря Иннокентий (Монастырский) подал русским властям в янв. 1679 г. В Москву игумен прибыл как посланец митр. Антония (Винницкого); очевидно, что люблинская обитель, как и ранее, пыталась воспользоваться поддержкой Киевского митрополита. Иннокентий сообщил, что правосл. священникам запрещено ходить к больным со Св. Дарами, старцам запрещается выходить из мон-ря. Работавших в поле 4 монахов схватили, избили и заключили в тюрьму, их с трудом удалось освободить «по заступлению шляхты русской». В февр. 1681 г., как сообщил еп. Гедеон (Святополк-Четвертинский) архим. Киево-Печерского мон-ря Иннокентию (Гизелю), в Люблине был убит священник, шедший со Св. Дарами к больному. В этой обстановке в 1695 г. произошло присоединение правосл. жителей Люблина к унии. В 1696 г. сообщается об убийстве Амвросия (Гирича), игумена Преображенского монастыря и главы Л. б.
После окончательной передачи Спасо-Преображенской ц. униатам православные примкнули к греческой общине при люблинской ц. Рождества Пресв. Богородицы. Л. в. возобновлялось в 1882-1915 и 1925-1939 гг.